Целью представленного доклада стала систематизация и структурирование самых ярких, типичных и актуальных линий развития современной живописи Казахстана, для дальнейшего их осмысления и включения в мировой культурный контекст.
Как выглядит казахстанская живопись сегодня? Какие вопросы и проблемы современности наиболее остро звучат в произведениях художников 21-го века? Какие тенденции и перспективы развития можно наблюдать в изменении сюжетов, образов и тем?
Освобождение от идеологической цензуры происходило как отказ от отбора произведений в принципе, как всеобщий плюрализм, что привело к некоторому упадку и снижению профессионального уровня художников.
Тем не менее 1990-е годы в искусстве Казахстана остались как время активных и разнообразных творческих экспериментов, которые приводят к ярким результатам. В это время не только появляются новые имена в нашем художественном пространстве, но и признанные мастера радикально меняют свою систему изобразительности. Это было время переформатирования привычного уклада жизни, устойчивые связи творческого мира нарушились, а для возникновения новых требовалось время. Появлялись новые культурные институции, которые влияли на проблемы художественного образа в живописи Казахстана периода независимости (1990-2020).
Национальная самоидентификация стала центральной проблемой живописи Казахстана XXI века, которая решается на всех уровнях – формальном, семантическом, стилистическом.
Благодаря дружескому обмену между одесскими нонконформистами и Е.М. Малахиным — одним из самых ярких представителей Свердловского андеграунда, в Екатеринбурге сложилась крупная коллекция произведений «второй волны одесского авангарда».
В своей личной творческой практике Малахин нередко использовал нефигуративные образы (в своих экспериментальных фотографиях, ассамбляжах, живописи), и для него было важно научить своих последователей, членов общества «Картинник», понимать несколько чуждое для свердловской неофициальной культуры абстрактное искусство, а также создать благоприятную среду для его развития на Урале.
В данном докладе на примере произведений из коллекций Музея Б.У.Кашкина и ЕМИИ рассматривается деятельность Е.М. Малахина, направленная на популяризацию абстрактного искусства в Свердловске.
Исследование творческого акта художников-абстракционистов опирается на темпоральные (качества эмоций во время творческого акта) и аналитические основы. В данной публикации рассмотрены, типичные для абстракционизма, темпоральные особенности творческого акта. Примечательно, что в сибирском искусстве эти особенности скрыты от глаз зрителей и являются частью сакрального действа, важного для самого автора. Но тем менее, анализ беспредметной живописи Сибири, а также интервью с художниками позволяют выявить процессуальный характер в их творчестве.
Ориентация на процессуальность. Процессуальность ярко проявилась в творчестве Дж. Поллока. Для ряда позднесоветских художников сосредоточенность на самом процессе творческого акта, демонстрация его публике тоже была свойственна. В процессуальности творческого акта проявляет экспрессивный характер автора.
Беспредметность как форма медитативного способа существования в мире. Для позднесоветского искусства медитативно-духовный контекст характерен в силу стремления авторов к уклонению от рекомендованного формально-тематического контура искусства. В 1970 – 1980-е годы среди творческой интеллигенции усилились духовно-нравственные поиски.
Нон-фигуративное искусство как результат экзистенциальной вспышки. Эта креативная практика основана на представлении о творчестве как об озарении, азарте и игре. В этом варианте творческого акта вся предварительная работа над произведением искусства скрыта в бессознательном художника.
Все перечисленные выше практики каким-то образом связаны со временем, которое автор посвящает творческому акту. В первом случает важно реальное время создания произведения искусства и демонстрация творческого акта зрителям в реальном времени. Во втором случае творческий акт растворяется в длительной медитативно-духовной практике. В третьем случае, творческий акт отделен от периода рождения замысла художественного произведения и его мыслительной проработки.